Школа Кекусинкай каратэ от истоков до наших дней , общие основы.
Киокусинкай. Стиль создан корейцем японского происхождения Оямой Масутацу, после II мировой войны, на основе различных стилей японского каратэ, прежде всего Годзю-Рю, Сетокан, и корейских систем рукопашного боя.
Мастер Ояма, чьи заслуги реформатора признают все, даже недруги и завистники, сыграл огромную роль в деле возвращения каратз-до истинного духа Будо.
В 1954 году был открыт первый додзе Киокусинкай, что и считается началом школы Киокусинкай Будо Каратэ. В переводе Киокусинкай означает "Общество абсолютной истины". Основная идея Оямы заключалась в том, чтобы возродить древнюю традицию истинных боевых искусств в условиях новейшего времени.
Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной, системе обучения, то есть к созданию "ядра" школы, где ограниченное количество ближайших учеников (ути-дэси) проходят "посвящение" в сокровенные тайны боевого искусства под руководством самого основателя, как это делалось в родовых кланах самураев или в монастырских общинах, и в четкой привязке дзэнских принципов к технике каратэ.
Но не только это выделило детище Оямы из общей массы школ каратэ. Киокусин - это, прежде всего, предельная эффективность боевого тренинга, постоянная психологическая и физическая готовность к схватке, максимальный реализм поединков, приоритет практики перед теорией.
Члены додзе Оямы серьезно подходили к изучению боевых приемов, видя в этом прежде всего искусство ведения боя. Небольшие ограничения были введены при проведении кумитэ – удары в голову наносились открытой ладонью или костяшками кулака, обернутыми полотенцем. Захваты, броски, и удары в пах были обычным явлением. Раунды кумитэ продолжались до объявления полного поражения. Травмы были обычным явлением, и отсев учеников был очень высок (более чем 90 %). Ученики не имели никаких снисхождений независимо от их официального должностного статуса, каждый получали то, что он заслужил. Так рождалась школа Оямы!
В начале 60-х годов, когда происходило становление стиля, Ояма и его ученики делом доказывали свою приверженность идеалам истинного Будо: яростные спарринговые марафоны, поединки с представителями различных видов единоборств, невероятные, стоящие на грани возможного, трюки, поединки с животными.
Внешне техника Киокусинкай больше всего похожа на технику Годзю-Рю, огромное внимание уделяется физической подготовке и развитию пробивной силы. Процесс обучения весьма продолжителен, и в нем можно выделить несколько важнейших этапов:
- Базовая техника Кихон: изучение стоек, перемещений, ударов, блоков, комбинаций (рэнраку), формальных упражнений (ката);
- Поэтапное освоение свободного боя (кумитэ), в том числе санбон-кумитэ. Базовый спарринг на развитие технических навыков, непрерывный спарринг, направленный на развитие автоматизма и специальной выносливости, мягкие спарринги, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно;
- Специальная боевая подготовка, изучение различных видов оружия и подручных средств;
- Подготовка к специальным тестам на разбивание предметов (тамэси-вари), закалка ударных поверхностей. Причем тамэси-вари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю и направить их на преодоление психологического барьера, возникающего у адепта при разбивании (страх получить травму, нерешительность и пр.);
- Освоение формальных упражнений. Ояма подчеркивает важность изучения ката и утверждает, что 50% времени тренировок должно быть посвящено изучению ката.
Ката, изучаемые в Киокусинкай: Тайкеку 1-3, Пинан 1-5, Сантин, Тэнсе, Цуки-но-ката, Янцу, Сайфа, Гэкисай-дай, Гэкисай-се, Сэйэнтин, Канку, Суси-хо, Га-рю, Сэйпай. Дополнительно изучаются: Ура-тайкеку 1-3, Ура-пинан 1-5, Кихон-ката 1-2.
Поединки проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения, что позволяет не только оценить технический уровень каратэка, но и его способность противостоять реальным ударам противника, вести бой в состоянии психологического и физического давления. Удары руками в голову и шею запрещены, как и удары в спину. Методы обучения отличает большая суровость и почти воинская дисциплина.
Организация.
После смерти Оямы в 1994 году на роль его преемников в руководстве Киокусин карате стали претендовать несколько человек. Это привело к расколу Киокусин. В данный момент в Японии существует три совершенно независимых организации, которые называются IKO, проводят свои чемпионаты Мира и Японии и имеют представительства по всему миру.
IKO 1: Известное как "Группа Мацуи". Глава организации - Акиоши Мацуи, с штаб-квартирой в Японии.
IKO 2: Известное как "Группа Sanpei". Глава организации - Shihan Nishida Yukio и Shihan Keiji Sanpei, с штаб-квартирой (Honbu) в Японии.
IKO 3: Известное как "Группа Matsushima". Глава организации - Shihan Yoshikazu Matsushima, со штаб-квартирой (Honbu) в Японии.
Также существует несколько независимых организаций, созданных учениками Оямы которые по разным причинам покинули IKO.
Джон Блуминг (John Bluming): Покинул IKO в 1967, когда имел 6-ой Дан. В 1980 году основал собственную организацию, которую назвал " Kyokushin Budokai ".
Mike Ganci: Покинул IKO в 1975, основал собственную организацию, которую назвал "Mushin Karate-Do"
Тадаси Накамура (Todashi Nakamura): Покинул IKO в 1976, создал организацию под названием "World Seido Karate Organization" (WSKO) со штаб квартирой в США.
Куросаки Кэндзи (Kenji Kurosaki): Покинул IKO в 1976. Он тренировался с Оямой под руководством Ямагути.
Yoshiji Soeno: Покинул IKO в 1978, основал "World Karate Association Shidokan".
Хидеюки Асихара (Hideyuki Ashihara): Покинул IKO в 1979. В 1980 он создавал "New International Karate Organization" (NIKO), более известную под названием "Ashihara Karate".
Hoosain Narker: Покинул IKO в 1979. В 1985 основал Ashihara Karate International (A.K.I.).
Kazuyoshi Ishii: Покинул IKO в 1980, и создал свой собственный стиль под названием Seido-Kaikan с штаб-квартирой в Осаке, Япония. Master Ishii ответственен за один из наиболее популярных турниров, известный как K-1 Гран при.
Ояма Сигеру (Shigeru Oyama): Покинул IKO в 1981, и создал свою собственную организацию под названием "World Oyama Karate (WOK)" со штаб квартирой в США
David Cook: Покинул IKO в 1982, и позже занялся развитием стиля Ashihara в Европе.
Joko Ninomiya: Покинул IKO и в 1988, создавал свою собственную систему под названием "Enshin Karate" с его штаб-квартирой в США.
Стив Арнейл (Steve Arneil): Покинул IKO в 1991, и основавший International Federation of Karate (IFK).
Такаши Адзума (Takashi Azuma): Покинул IKO и основал свой стиль под названием Дайдо-дзюку.
Знаменитые мастера: Мацуи Шокей, Стив Арнейл, Ояма Сигеру, Рояма Хацуо.
- Тайкеку - "первопричина", "Великий предел" (аналогично китайскому Тайцзи). Ката созданы Гитином Фунакоши. Изучение этих ката Ояма сравнивает с овладением ребенка ползанием, прежде чем он научиться ходьбе. Название Тайкеку связывается также с умением видеть целое, не сосредоточиваясь на отдельных деталях.
- Пинан - "мирное сознание", "мир и гармония". Эти ката были созданы Итосу в 1905 году, как упрощенная версия более сложных ката. Помимо освоения боевой техники, целью ката является обретение мирного настроения, гармонии тела и духа.
- Сантин - "три точки", "три фазы". Является древнейшей ката каратэ, завезенной из Китая на Окинаву Канре Хигаонна и ставшей в последствии основой обучения в стиле Наха-тэ. Предположительно, Сантин восходит к Бодхидхарме и монастырю Шаолинь. Во множестве истолкований названия этой ката подчеркивается единство триады различных свойств, развиваемых благодаря Сантин. Это могут быть сознание, дух и техника; сознание, тело и техника; сознание, дух и тело; скорость, сила и дыхание; внутренние органы, циркуляция крови и нервная система; и, наконец, три вида энергии - ки, локализованных на макушке головы (тэнто), в диафрагме (хара) и в нижней части живота (тандэн). Сантин - это изометрическая ката, в которой каждое движение выполняется с полной концентрацией и с мощным дыханием (ибуки). Целью ката является укрепление мышц тела, развитию сильной стойки и правильного дыхания. Одновременно развивается внутренняя энергия (ки) и происходит единение духа и тела.
- Тэнсе - "вращающаяся рука", "текучая рука". Ката создана Тедзюном Мияги в дополнение к Сантин, после углубленного изучения им китайской формы Роккиою. Тэнсе можно соотнести со всеми триадами Сантин. Ояма считает ее ценнейшей из высших ката.
- Сайха (Сайфа) - "предельное разрушение", "большая волна". Эта ката также создана Мияги. Название подразумевает выражение предельной телесной мощи, а также решимости и силы духа бусидо, сокрушающих любые преграды.
- Цуки-но-ката - "счастье и удача", "ката цуки". Ката способствует развитию ударной силы в любом направлении (если представлять, что при каждом ударе идет разрушение преграды). С постоянными усилиями, направленные на решение жизненных проблем, и связывается достижения счастья и удачи, которые не приходят к тому, кто просто ждет.
- Янцу - полагают, что это было имя китайского наместника на Окинаве. Иногда название ката переводиться как "обретение чистоты". При этом подразумевается, что в повседневной жизненной борьбе необходимо стремиться к преодолению собственной слабости и сохранению чистоты духа.
- Гэкисай-дай и се - "большое и малое разрушение крепости" или "штурм и крепость". Ката созданы Мияги в 1940 году для обучения сильным и мощным движениям. Ката способствует развитию силы в перемещениях и комбинациях, а также подвижности и текучести движений. Плавный переход от атаки к защите дает преимущество перед грубой силой.
- Канку - "созерцание неба", где "ку" обозначает не только небо, но и Вселенную, Пустоту. Первоначальное название Кусянку - по имени китайского наместника на Окинаве (1756г.). Этот наместник был известным мастером рукопашного боя и часто демонстрировал свое искусство. Начальное движение руками образует треугольник над головой. Через него мы созерцаем Вселенную и восходящее Солнце. Независимо от трудностей, с которыми мы встречаемся в жизни, Солнце встает каждый день и Вселенная простирается перед нами. Нет ничего, что могло бы нарушить эту реальность бытия. До тех пор, пока мы здесь и перед нами - Небо и Солнце, - мы никогда не будем побеждены.
- Сэйентин - "буря среди покоя", "подавление отступления". Название ката указывает на необходимость преодоления слабости духа и подавления любого желания отступать перед лицом жизненных трудностей. Каждый должен "подавлять отступающее сердце". Самураи в долгих походах нуждались в пополнении сил и укреплении стойкости духа. В ката многие движения выполняются в киба-дати; когда ноги ощущают мучительную усталость, сильный дух приходит на помощь.
- Суси-хо - "пятьдесят четыре шага". Является одной из двух высших ката стиля Сюри-тэ. Помимо числовой связи названия с количеством движений в оригинальной форме, число - 54 имеет внутреннюю связь с философией буддизма.
- Га-рю - "пробуждающийся дракон". В философском смысле, Га-рю - это великий человек, остающийся в неизвестности. Ката была создана Оямой, а название ранее было его псевдонимом. Истинный каратэка развивает в себе дух скромности. Как уклоняющийся дракон, он, обладая силой, не стремиться ее открыть.
- Сэйпай - "восемнадцать рук". Высшая ката стиля Наха-тэ. Вместе с тем ката, практикуемая в Киокусинкай, уже может рассматриваться как самостоятельная форма.
Названия ката, которые давали мастера, имеют глубокий смысл. Их не следует забывать и необходимо повторять перед каждым исполнением ката, сосредоточиваясь на принципах и знании, заключенном в каждой из них.
|