Джиу-джитсу является одной из наиболее популярных современных систем восточных единоборств. Имея древние исторические корни, этот вид единоборств являлся прародителем таких видов как дзюдо и айкидо.
«Джиу-джитсу» в переводе с японского означает мягкое или гибкое искусство. «Дзю еку го-о сей суру» (мягкость победит силу и зло) – эта древняя японская формула школ джиу-джитсу как нельзя лучше выражает его теоретическую платформу. С научной точки зрения, джиу-джитсу можно рассматривать как средство воспитания отношений человека к окружающему миру и людям. Джиу-джитсу позволяет в процессе тренировок и постижения искусства нападать и обороняться, использовать наиболее эффективные способы закалять свое тело и воспитывать волю. Джиу-джитсу представляет собой стройную систему побеждать, не затрачивая больших физических усилий. Являясь самой универсальной системой боевого искусства, джиу-джитсу объединяет в себе все наиболее эффективные приемы как при борьбе на средней и дальней дистанции, так и при борьбе на ближней дистанции и борьбе лежа. Выполнение приемов джиу-джитсу основано на глубоком понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии людей.
Целью занятия джиу-джитсу является достижение физического и нравственного совершенствования. Для достижения данной цели необходимо решить три группы задач – образовательных, воспитательных, оздоровительных. Группа образовательных задач состоит из усвоения теоретических и методических основ джиу-джитсу, овладения двигательной культурой джиу-джитсу, навыками противоборства с противниками, включая подготовку к соревнованиям (тренировку) и достижение высоких спортивных результатов.
Решение воспитательных задач предусматривает воспитание нравственных, волевых и физических качеств. Оздоровительные задачи позволяют контролировать развитие форм и функций организма, сохранять и укреплять здоровье на основе использования восстановительных и медицинских мероприятий.
Развитие этой системы средствами гармонического физического воспитания позволит привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом широкие слои населения, в том числе детей и молодежи.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение.
-
Учебный материал.
2.1. Исторические сведения
2.2. Этика джиу-джитсу
2.3. Классификация базовой техники.
2.4. Классификация технических степеней (кю,дан)
2.5.Основные принципы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
2.6. Основные методы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
2.7. Учебный план подготовки в часах по годам обучения 2.8. Программы для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
2.9. Учебные планы-графики для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
2.10. Рекомендации по наполняемости и режиму учебно-тренировочной работы в спортшколах и спортивных коллективах для ГНП и УТГ
2.11. Рекомендации по программе обучения для молод?жи старше 16 лет.
2.12. Приложение 1 – показатели для контроля развития физических качеств
-
Литература.
2. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
2.1. Исторические сведения
Джиу-джитсу является одной из наиболее древних систем единоборств Японии. Джиу-джитсу – вид боевого искусства, который имеет глубокие корни и впитал в себя наиболее рациональные элементы традиционных видов боевых искусств народов Востока (Японии, Китая, Кореи, Монголии и др.).
Пожалуй, наибольшее влияние на формирование джиу-джитсу оказали китайские боевые искусства, развитие которых непосредственно связано с развитием древней военной науки и вооружения.
Согласно древней легенде, японский врач Акаяма Сиробеи, живший в ХШ веке недалеко от Нагасаки, долгое время изучавший в Китае способы врачевания и познакомившийся там же с китайским боевым искусством кемпо, обучил по возвращению в Японию несколько своих учеников приемам защиты и атаки на жизненные точки. Но еще долго Акаяма не мог ответить на вопрос, – каким образом противостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению, сохранить инициативу в бою. Легенда утверждает, что, размышляя над этим, Акаяма вышел в сад. Ветви деревьев гнулись под снегом. Вот раздался хруст, и сломалась ветка ели, не выдержав тяжести, но рядом ветка ивы наклонилась до земли, сбросила снег и снова выпрямилась. «Сначала поддаться, а потом победить», - этот сформулированный Акаямой принцип лег в основу всех японских систем боевого искусства, объединившихся в конце ХУ века под общим термином джиу-джитсу (в другом произношении – дзю-дзюцу, «дзюцу» – в буквальном переводе «сноровка», «искусство»). Ученики знаменитого медика основали школу джиу-джитсу под названием Иосин-рю, что в переводе означает «школа сердца ивы».
Техника джиу-джитсу бурно развивалась в феодальной Японии ХУ1-ХУП веков. В 1532 году Такэноути Хисамори систематизировал всю имеющуюся в Японии технику школ джиу-джитсу и боевых приемов сумо и развил свой стиль – Такэноути (в Японии принято было в то время называть школы по имени инструктора или местности, где она располагалась). Школа Такэноути впитала в себя все лучшие достижения единоборств, и, кроме того, впервые в Японии была разработана достаточно стройная методика обучения джиу-джитсу.
В 1558 году китаец Чан Юань Бинь обучил японских инструкторов джиу-джитсу Фукуно Масакатсу, Миура Иоситатсу и Исокан Дзиродзаимон приемам кемпо (искусство кулачного боя) стиля Цуань-шу (по-японски – какутен-дзюцу), известного также под названием кайко.
Фукуно впоследствии развил этот стиль, обогатив его приемами национального японского джиу-джитсу в своей школе Шинто-рю Вадзюцу, а его ученик Абараги Матаэмон основал школу Кито-рю (по некоторым источникам, школа Кито-рю была основана только в 1670 году инструктором Тэрада Канэмон).
В 1650 году Сэкигути Ясугокоро из Кисю создал школу Явара и начал обучать своих учеников специальным приемам страховки и самостраховки, он же ввел в джиу-джитсу новую форму тренировки – вольные схватки (рэндори).
Джиу-джитсу изучалось в специальных учебных заведениях для самураев. Большое значение придавалось развитию интеллекта учащихся. Занятия по совершенствованию техники в школах джиу-джитсу перемежались с занятиями по укреплению воли и духа. Каждая школа вырабатывала свой церемониал проведения занятий и соревнований. Большое влияние на формирование методики воспитания в японских школах оказывали идеи синтоизма, дзен-буддизма и конфуцианства.
Каждая из школ имела свою направленность; приемы, как правило, записывались в специальные книги «денсе», передаваемые из поколения в поколение по наследству.
В ХУШ-Х1Х веках с развитием огнестрельного оружия система боевого искусства джиу-джитсу потеряла свою значимость. Школы борьбы стали приходить в упадок. Необходимо было вдохнуть в джиу-джитсу новые идеи, тем самым дать новый толчок к его развитию. Человеком, который сумел сформулировать и развить эти идеи, был мастер джиу-джитсу и основатель дзюдо, выдающийся педагог, просветитель и тренер – Кано Дзигоро (1860-1938 г.г.).
Кано вырос в обедневшей самурайской семье, однако его отец довольно успешно занимался торговле и составил приличное состояние. С детства Кано не отличался завидным здоровьем и силой, что натолкнуло его на решение поступить в школу джиу-джитсу к одному из знатоков древнего искусства Яге Тайноске. После учебы у Яге Тайноске 17-летний Кано был рекомендован в главную школу Тенсин-синье-рю к наставникам Фукуда Хатиноске и Исо Масатоми. Основной направленностью этой школы были болевые приемы, удары по болевым точкам, удушения и т.д. Основным методом тренировки был принят рэндори. Более двух лет Кано посвятил занятиям в этой школе, и после смерти своих наставников, как лучший ученик, унаследовал все «дансе» мастера Исо Мисатеми с описанием приемов школы. В 1881 году Кано приступил к занятиям в школе совершенно другого направления – Кито-рю, где основное внимание уделялось технике бросков, ученики изучали сложнейшие ката. Около двух лет занимаясь в этой школе, Кано стал лучшим учеником, и старший наставник школы Дзикубо Тсунитоси вручил ему диплом мастера школы Кито-рю.
В 1882 году Кано открывает в помещении синтоистского храма Эйсходзи свою школу Кодокан («дом постижения пути»). Зал борьбы – додзе в храме Эйсходзи представлял собой помещение размером 4х5 метров (12 татами). Еще в течение 5 лет со своими учениками (первый год у Кано было 9 учеников) Кано уточняет и дополняет свою систему, которую он называет дзю-до («мягкий путь»). Он много ездит по стране, совершенствуя и обобщая опыт, накопленный различными школами джиу-джитсу.
Нельзя не отметить огромный вклад, внесенный в современные школы джиу-джитсу мастерами айки-дзюцу, искусство которых восходит к древнему периоду Японии Х-ХУ веков. Развитие его проходит в среде самураев самого знатного происхождения кланов Минамото, Такэда и Айдзу. Наибольшие заслуги в сохранении этих приемов принадлежат одному из духовных наставников клана Айдзу Сайго Таноме Тикамасе (1829-1905 г.г.). В период реформации самурайства (революции Мейдзи) Сайго Таноме сохранил многие традиции и технические приемы айки-дзюцу, дошедшие благодаря ему до нашего времени и широко используемые в техническом арсенале многих современных школ джиу-джитсу. Впоследствии преемники Сайго Таноме – мастера Сокаку Такеда и его сын Такимуне Такеда – открыли на Хоккайдо школу Дайто-рю, техника которой, как считают специалисты, легла в основу современного айкидо, созданного в 1938 году японским мастером Морихеи Уэсиба.
Свой вклад в развитие современных школ джиу-джитсу внесли и такие известные школы как Есин-рю, Хакко-рю, Реи-синто-рю и др.
Сегодня искусство джиу-джитсу получает как бы второе рождение, и, несмотря на то, что для достижения ощутимых результатов требуется продолжительная и настойчивая работа, все больше и больше любителей боевых искусств увлекаются этим древним видом японской борьбы. Кроме того, учитывая, что джиу-джитсу – это система приемов, предназначенных для защиты как от безоружного противника, так и от вооруженного, этот вид боевого искусства находит широкое применение при подготовке спецподразделений МВД, полиции, служб безопасности, армии и флота.
От простого к сложному, от изучения простейших принципов джиу-джитсу к пониманию его духа и основ мироздания – вот путь, по которому должен идти каждый, кто увлекается этим видом боевого искусства.
2.2. Этика джиу-джитсу
Понятие «этика джиу-джитсу» включает в себя исторически сложившиеся японские обычаи, традиции, нормы поведения и морали, которые соответствуют духу и принципам джиу-джитсу. Все, начиная с правил ношения одежды и кончая порядком проведения поединков, имеет свой регламент, во всех школах джиу-джитсу этические нормы строго выполняются. Японцы считают, что ученик, пренебрегающий этикой, не может продолжать занятия.
Грязная одежда, небрежно повязанный пояс, неопрятные волосы, неприятный запах и т.д. – все это грубые нарушения этики джиу-джитсу, за которые ученик может быть серьезно наказан. Неэтично во время занятий вести разговоры или во время объяснения преподавателя принимать небрежную позу. В традиции джиу-джитсу входят специфические правила поведения во время тренировок и соревнований, регулирующие отношения между учениками в группе, а также преподавателем и учениками. Выполнение этих правил требует строго уважительного отношения друг к другу, готовности к взаимопомощи, недопущения проявлений бестактности и грубости,. При занятиях джиу-джитсу недопустимы оскорбления, обман, лицемерие, ханжество, заносчивость и другие негативные проявления характера. Обязательное условие для каждого ученика – уважение к преподавателям, старшим и более опытным товарищам и, соответственно, благожелательность и помощь с их стороны.
Японцы говорят: «Джиу-джитсу начинается с поклона и кончается поклоном». Действительно, поклонам в джиу-джитсу отводится очень серьезное место. Поклоны делаются в знак уважения и в знак приветствия, поклоны совершаются в знак благодарности и в случае готовности к ведению поединка. Даже входя и выходя из зала, ученик обязан совершить поклон в знак признательности месту, где он смог пройти еще одну частичку пути к своему совершенствованию.
2.3. Классификация базовой техники
Техника джиу-джитсу очень разнообразна и насчитывает более шести тысяч приемов. В данном пособии даны основные базовые приемы, которые классифицируются следующим образом:
-
Позиции (стойки) (сизей)
-
Технику передвижений (синтай)
-
Технику поворотов и подворотов (тайсабаки)
-
Технику бросков (нагеваза)
-
Технику ударов по болевым точкам (атемиваза)
-
Технику защит (укеваза)
-
Удушения (шимеваза)
-
Удержания (осаекомиваза)
-
Болевые приемы (кансетсуваза)
-
Технику падений (укеми)
-
Технику захватов (кумиката)
Можно классифицировать технику джиу-джитсу и более упрощенно:
-
Техника бросков – нагеваза
-
Приемы контроля противника – катамеваза
-
Техника ударов по болевым точкам – атемиваза
2.4. Классификация технических степеней (кю, дан)
В джиу-джитсу, как и в других японских единоборствах, каждому борцу присваивается степень (разряд), определяющая его мастерство. Существует 6 младших степеней (кю) и 10 старших степеней (данов), каждая из которых обозначается своим цветом пояса и некоторыми дополнительными знаками. Таблица 1 показывает последовательность присвоения степеней, соответствующие им цвета пояса, а также спортивный разряд в соответствии с ЕВСК.
Таблица 1
Степень
|
Цвет пояса
|
Спортивный разряд, звание в соответствии с ЕВСК
|
6 кю
|
Белый
|
Новичок
|
5 кю
|
Желтый
|
|
4 кю
|
Оранжевый
|
2 юн., 3 разряд
|
3 кю
|
Зеленый
|
|
2 кю
|
Синий
|
1 юн., 2 разряд
|
1 кю
|
Коричневый
|
1 разряд
|
1 дан
|
Черный
|
КМС
|
2-3 дан
|
Черный
|
МС
|
4 дан
|
Черный
|
МСМК
|
5 дан
|
Черный или черный с красными полосами*
|
-
|
6-8 дан
|
Черный или красный с белыми полосами*
|
-
|
9-10 дан
|
Черный или красный*
|
-
|
* - Присваивается специалистам за большой вклад в развитие джиу-джитсу.
Для присвоения каждой степени ученик должен сдать экзамен, на котором оцениваются его практические и теоретические знания, волевые качества, стаж занятий джиу-джитсу, а также результаты выступления на соревнованиях. Борцу может быть присвоена более высокая степень без сдачи экзаменов в том случае, если он показал более высокий результат на соревнованиях высокого ранга.
Соответствующие даны присваиваются и преподавателям. При этом им присваивается и определенное звание, подчеркивающее их квалификацию и заслуги в развитии джиу-джитсу (см.Таблицу 2)
Для присвоения 1 дана, как правило, необходимо регулярно заниматься не менее 3-5 лет. Есть и некоторые возрастные ограничения, так, например, 1 дан не присваивается борцам младше 14 лет, 5 дан – борцам младше 25 лет, а 8 дан – преподавателям младше 50 лет.
Таблица 2
Дан
|
Почетное звание
|
Уровень квалификации
|
1-3
|
Сенсей
|
Постоянная работа с группами учеников на национальном и региональном уровне; подготовка учеников 1 кю – 1 дана
|
4-5
|
Ренши
|
Постоянная работа с учениками на международном и национальном уровне; подготовка учеников 2-3 дана. Тренер джиу-джитсу высокой квалификации.
|
6-7
|
Шихан
|
Постоянная работа с учениками на национальном и международном уровне, подготовка учеников 4-5 дана; международный эксперт джиу-джитсу; основатель стиля, школы, получившей национальную популярность.
|
7-8
|
Киоши
|
Международный эксперт, внесший большой вклад в развитие джиу-джитсу на международном уровне
|
8-9
|
Ханши
|
Международный эксперт; хранитель традиций; основатель стиля джиу-джитсу, получившего международную популярность; президент, вице-президент Международного союза, объединяющего более 20 стран.
|
10
|
Соке
|
Международный эксперт; хранитель традиций; основатель (преемник) стиля джиу-джитсу, получившего всемирную популярность; президент международного союза, объединяющего более 20 стран.
|
2.5. Основные принципы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
Японскими мастерами были определены три основные составные части подготовки: «син» (внутренний, духовный элемент), «тай» (элемент физической подготовки) и «ги» (элемент технической подготовки). Все три элемента составляют единое целое и символически изображаются в виде треугольника, в основании которого находятся элементы «тай» и «ги», а в вершине – духовный элемент «син»
«Каждое движение начинается в душе, откликается в импульсе воли и реализуется физической силой через подготовленные технические действия», - эта древняя формула, лежащая в основе изучения боевого искусства джиу-джитсу, свидетельствует о том, что без гармонии всех трех элементов нельзя достигнуть максимального результата. Пробел в любом направлении свидетельствует о неподготовленности и должен быть скорейшим образом восполнен.
Обучение джиу-джитсу происходит посредством постоянной многолетней тренировки под руководством опытных тренеров и преподавателей.
Тренировка – сложный, многосторонний процесс, в котором действуют закономерности как общего, так и специального характера. Этот процесс осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Соблюдение нижеизложенных принципов является основополагающим моментом всей спортивной подготовки.
Принцип сознательности: определяет сознательное отношение спортсменов к своей подготовке, ясное и отчетливое понимание цели, задач, средств, методов тренировки. Предусматривает воспитание и особенно самовоспитание способности концентрировать, усиливать и направлять мысли и сознание на волевые и физические действия, на выполнение спортивных упражнений.
Принцип активности: определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки.
Принцип специализации: этот принцип указывает, что объективно необходимым условием для высших достижений является сосредоточение времени и сил на избранном предмете спортивных занятий. Специализированная направленность должна придаваться овладению техникой и тактикой, воспитанию волевых качеств, приобретению общего физического развития и т.д. Однако спортивная специализация является односторонней только по цели, путь к которой проходит через применение многих разнообразных упражнений и воздействий, через реализацию принципа всесторонности.
Принцип всесторонности: определяет необходимость всестороннего развития спортсмена, включая высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, физическое совершенство в целом. Специфика джиу-джитсу заключается в том, что от ученика требуется не только отличное знание техники, но и глубокие разносторонние теоретические и философские знания.
Принцип системности: определяет системный подход к спортивной подготовке - последовательность освоения базовой техники, теоретических и практических знаний, соответствующие этапу подготовки, возрасту, квалификации спортсмена методы и способы тренировки, многоуровневый и оперативный контроль результатов и т.д.
Принцип возрастающих нагрузок: правильное использование нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсменов основывается на принципе их возрастания. Этот принцип определяет четыре пути возрастания нагрузок, которые используются в зависимости от этапа подготовки, возраста и квалификации спортсмена:
-
Постепенный
-
Скачкообразный
-
Ступенчатый
-
Волнообразный
Принцип повторности и постоянности: определяет, что все многообразные задачи спортивной подготовки решаются через повторное выполнение упражнений, технических действий, заданий, тренировочных работ и занятий, соревновательных стартов и т.д. Повторение тренировочных и соревновательных нагрузок органически связано с интервалами времени между ними и с восстановительными процессами в организме спортсмена. При этом число повторений и нагрузок в них, цель, характер и продолжительность интервалов зависят от задач, средств и методов подготовки, а также связаны с этапом подготовки, возрастом и квалификацией спортсмена. Рост мастерства зависит от многолетнего и постоянного участия в тренировках.
Принцип разнообразия и новизны: определяет включение в подготовку спортсменов отличающихся от обычных по форме и содержанию упражнений, сохраняющих вместе с тем направленность на решение задач общей и специальной подготовки применительно к джиу-джитсу. Это также дает отдых для психической сферы, устающей от привычного фона занятий, усиливает воздействие всех применяемых средств и методов.
Принцип наглядности: этот принцип не должен пониматься упрощенно, только как показ. Он предусматривает создание точного и полного представления о движении, тактике, манере поведения и соответствия выполнения этих действий представленной модели. Наглядное представление создается на разной основе и зависит от возрастных особенностей восприятия, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена. Например, в детском возрасте преобладает восприятие посредством зрения и двигательного копирования. Позже большее значение приобретает объяснение словами теоретических основ.
Принцип индивидуализации: предусматривает индивидуальный подход к каждому спортсмену и реализует педагогический принцип доступности. На тренировке перед спортсменом необходимо ставить посильную задачу, учитывая его возраст, квалификацию, этап подготовки. Выполнение такой задачи вызывает уверенность в своих силах и стремление к выполнению более сложных задач.
2.6. Основные методы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
В спортивной подготовке используются различные методы воспитания, обучения и тренировки. Эти методы определяют способы, приемы и организацию выполнения упражнений, заданий, требований. Цель любого метода – обеспечивать наибольшую эффективность используемых средств для достижения поставленных задач. Один из основных методов - это упражнение, реализуемое тремя его разновидностями: повторным методом, игровым и соревновательным.
Повторный метод. Основная цель повторного метода – выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и добиваясь совершенствования их выполнения. В зависимости от целей и задач этапа подготовки можно использовать повторный метод в разных вариантах, различающихся по характеру и величине проявляемых усилий (максимальный, умеренного воздействия и т.д.), по характеру повторности (повторный, интервальный и т.д.), по составу упражнения (целостный, расчлененный и т.д.).
Повторный метод широко используется в спортивной подготовке борца джиу-джитсу. Основными являются два вида упражнений: учикоми и ката.
Учикоми – многократное повторение приема или отдельных элементов приема как с партнером (учикоми гейко), так и без партнера (тандеку реншу). Если учикоми выполняется с партнером без броска на татами, такое выполнение носит название бутсукари.
Для выполнения учикоми гейко необходимо не только отрабатывать отдельные фазы приема, но и моменты слияния двух фаз. На начальных стадиях изучения технических действий для отработки техники передвижений, поворотов, защит, бросков и ударов, а также для разминки рекомендуется выполнять тандеку реншу (упражнения без партнера). Выполнять упражнение следует как в правую, так и в левую сторону.
Ката – формализованное выполнение приемов в заранее известных условиях. Термин «ката» можно использовать также для обозначения показательного исполнения приемов. Выполнение и разучивание ката можно проводить как полностью (выполнение последовательно всех входящих в ката приемов), так и поэлементно (многократное выполнение отдельных приемов, входящих в ката). На начальной стадии предпочтение отдается второй форме. Особенно необходимо выполнение ката для отработки правильности позиций и передвижений, поворотов и захватов. Скорость выполнения ката при показательных выступлениях строго регламентируется.
При обучении технике джиу-джитсу повторным методом необходимо соблюдать следующие основные требования:
1. Во время упражнения строго контролировать правильность позиции ученика. Только выполняя это требование можно добиться эффективного выполнения техники и устойчивого равновесия.
2. Добиваться достижения учеником концентрации в нужный момент времени и в нужной точке пространства, что дает возможность полного контроля своих действий.
3. Добиваться при выполнении упражнений и технических действий правильного дыхания (каждой фазе технического действия должна соответствовать определенная фаза дыхания).
Игровой метод. Движения, действия, задания, выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочными целями в форме игры позволяют сохранить интерес в процессе занятия, особенно у юных спортсменов. В спортивной подготовке борцов джиу-джитсу можно использовать выполнение отдельных заданий в подвижных играх , элементы спортивных игр и спортивные игры в разных вариантах.
Соревновательный метод. Упражнения и задания выполняются в виде состязаний, вызывающих проявление резервных сил и возможностей, воспитывающих бойцовские качества, создающих психологическую подготовленность. Соревновательные методы незаменимы при необходимости выбрать наилучшие из нескольких вариантов решения одной и той же задачи (разные способы подготовки атакующих действий, тактические комбинации и др.). В подготовке борца джиу-джитсу одним из соревновательных методов является рандори – совокупность свободных действий (приемов) в условиях, приближенных к реальной борьбе. Используются следующие виды рандори:
1. Какари гейко – борьба с односторонним нападением с частичным или полным сопротивлением противника (уке). Уке не имеет права атаковать и контратаковать. Задача нападающего (тори) – пробиться через защиту уке и вывести его в невыгодное положение. На начальных стадиях подготовки (1-2 год обучения) рекомендуется ограничивать тори единичной атакой. После каждой атаки уке и тори возвращаются в исходное положение и начинают борьбу вновь.
2. Якусоку гейко – борьба с частичным сопротивлением противника в заранее заданной ситуации.
3. Дзю гейко – свободные схватки при произвольном движении противников.
Можно применять и другие формы, например:
Суто-гейко – технически лучше подготовленный ученик принимает без сопротивления или с незначительным сопротивлением атаки своего соперника, разрешает ему проводить приемы, исправляет в процессе борьбы ошибки атакующего.
Кумиката-рандори – тори старается применить лучший прием индивидуальной техники. Цель тори – навязать сопернику свой прием, привести его в тактически невыгодное положение. Упражнение проводится с различными партнерами, время работы с одним партнером не должно превышать 2-3 минуты.
Все варианты рандори могут применяться для отработки приемов как в комплексе, так и для отработки отдельно техники бросков, защит, ударов, захватов.
Можно порекомендовать следующую последовательность в обучении приемам джиу-джитсу: каждый прием отрабатывается сначала в учикоми, затем в ката, а затем в якусоку-гейко и дзю-гейко. Особое внимание необходимо уделять отработке ударов и бросков во взаимосвязи с защитами, выполняя разнообразные связки из этих технических действий.
Только использование всех методов спортивной подготовки в правильно выбранном соотношении может дать оптимальный результат.
2.7. Учебный план подготовки борцов джиу-джитсу в спортивных школах и коллективах в часах по годам обучения
Виды подготовки
|
Количество часов для групп
начальной подготовки
|
Количество часов для учебно-тренировочных групп
|
||||
1 год
|
2 год
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
4 год
|
|
1. Технико-тактическая подготовка
|
162
|
200
|
245
|
306
|
422
|
456
|
1.1. Техника
|
124
|
132
|
162
|
208
|
278
|
296
|
1.2. Тактика
|
38
|
68
|
83
|
98
|
144
|
144
|
2.Физическая подготовка
|
110
|
130
|
140
|
150
|
190
|
220
|
2.1. Специальная физическая подготовка
|
30
|
40
|
44
|
50
|
88
|
100
|
2.2. Общая физическая подготовка
|
80
|
90
|
96
|
100
|
110
|
120
|
3. Психологическая подготовка
|
18
|
18
|
36
|
42
|
54
|
60
|
3.1. Волевая подготовка
|
12
|
12
|
28
|
32
|
42
|
46
|
3.2. Нравственная подготовка
|
6
|
6
|
8
|
10
|
12
|
14
|
4.Методическая подготовка
|
10
|
22
|
32
|
38
|
50
|
62
|
4.1. Теоретическая подготовка
|
10
|
12
|
12
|
14
|
16
|
18
|
4.2. Инструкторская практика
|
-
|
-
|
10
|
12
|
18
|
22
|
4.3. Судейская практика
|
-
|
10
|
10
|
12
|
16
|
20
|
5.Соревновательная подготовка
|
6
|
18
|
26
|
30
|
40
|
48
|
6.Зачетные требования
|
6
|
8
|
9
|
10
|
12
|
16
|
7.Восстановительные мероприятия
|
-
|
20
|
32
|
48
|
64
|
72
|
Всего часов
|
312
|
416
|
520
|
624
|
832
|
936
|
Основной возраст занимающихся (лет)
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
2.8. Программы обучения для групп начальной подготовки 1-2-го годов обучения и учебно-тренировочных групп 1-4-го годов обучения
ПРОГРАММА
для групп начальной подготовки (ГНП) 1 года обучения (10-11 лет, 6 кю – белый)
-
Технико-тактическая подготовка
-
Техника
Техника падений – укемиваза:
-
Падение на спину
-
Падение на бок (вправо и влево)
-
Падение через партнера на спину
-
Кувырок вперед
-
Кувырок назад
Основные стойки – сизей:
-
Шизен-хантай
-
Дзиго-хантай
-
Миги-шизентай, хидари-шизентай
-
Миги-дзиготай, хидари-дзиготай
Техника передвижений – синтай
-
Аюми-аши (передвижения обычными шагами)
-
Цуги-аши (передвижение подшагиванием)
Техника поворотов и подворотов
-
Поворот вправо и влево на 90 градусов
-
Поворот вправо и влево на 180 градусов
Техника захватов – кумиката
-
Захват рукав-отворот
-
Захват рукав-одежда на спине
-
Захваты за запястья
Техника бросков - нагеваза
-
Деаси-бараи (боковая подсечка)
-
О-сото-гари (отхват)
-
О-госи (бросок через бедро захватом на спине)
-
Моротэ-сеой-наге (бросок через плечо двумя руками)
Техника борьбы лежа - неваза
-
Кеса-гатаме (удержание сбоку)
-
Еко-сихо-гатаме (удержание поперек с захватом ноги и пояса)
-
Уде-гарами (узел поперек)
-
Дзюдзи-гатаме (перегибание локтя захватом руки двумя ногами)
Техника ударов – атэмиваза
-
Мае-ате (удар кулаком вперед)
-
Мае-гери (удар ногой вперед)
Техника защит – укеваза
-
Аге-уде-уке (верхняя защита предплечьем)
-
Гедан-бараи (нижняя защита предплечьем)
-
Тактика
-
Сбор информации о противнике (вес, рост, физическое развитие)
-
Использование опережающих действий (захватов)
-
Проведение в учебном поединке в борьбе лежа определенного вида удержания
-
Анализ проведенного учебного поединка (свои технические действия, технические действия противника)
-
Выбор стойки в зависимости от атакующих действий противника в учебном поединке
-
Физическая подготовка
-
Специальная физическая подготовка
Развитие специальных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, силы) с помощью приемов и средств джиу-джитсу, например: многократное выполнение отдельных приемов или их частей (учикоми) с разными по весу и росту партнерами в разных скоростных режимах, многократное повторение технических действий с использованием резиновых амортизаторов, макивары, манекена и т.д.
-
Общая физическая подготовка
Развитие общих физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, силы) с помощью физических упражнений (акробатических, гимнастических, легкоатлетических и т.д.), а также строевых упражнений и игр.
-
Психологическая подготовка
-
Волевая подготовка
Развитие волевых качеств (решительности, настойчивости, выдержки, смелости):
-
Проведение поединков с моделированием ситуаций, приближенных к реальным соревнованиям
-
Выполнение заведомо сложных технических действий в поединке с более сильным противником
-
Педагогические методы: убеждение, разъяснение, беседа и т.д.
-
Нравственная подготовка
Развитие нравственных качеств (трудолюбия, вежливости, взаимопомощи, дисциплинированности и т.д.):
-
Изучение этики джиу-джитсу
-
Педагогические методы: убеждение, разъяснение, беседа и т.д.
-
Методическая подготовка
-
Теоретическая подготовка:
-
История джиу-джитсу
-
Этика джиу-джитсу
-
Гигиенические требования к занимающимся
-
Основные правила соревнований (разрешенные и запрещенные приемы)
-
Соревновательная подготовка
Участвовать в 1 соревнованиях или показательных выступлениях.
-
Зачетные требования – проведение контрольных испытаний
-
Критерии освоения технических действий (назвать и выполнить техническое действие в стандартных условиях)
Оценка
|
Уровень освоения
|
Неудовлетворительно
|
Не выполнил, назвал и выполнил с грубыми ошибками
|
Хорошо
|
Назвал и выполнил с незначительными ошибками
|
Отлично
|
Назвал и выполнил без ошибок
|
2) Основные показатели для контроля развития физических качеств – набрать не менее 6 баллов (см. Приложение 1)
ПРОГРАММА
для групп начальной подготовки (ГНП) 2 года обучения
(11-12 лет, 5 кю – желтый пояс)
1. Технико-тактическая подготовка
-
Техника
Техника падений – укемиваза:
Повторение и совершенствование:
-
Падение на спину
-
Падение на бок (вправо и влево)
-
Падение через партнера на спину
-
Кувырок вперед
-
Кувырок назад
Изучение:
-
Падение через партнера на бок (вправо и влево)
-
Кувырок через плечо с элементами укеми (вправо и влево)
-
Кувырок через партнера
Основные стойки – сизей:
Повторение и совершенствование
-
Шизен-хантай
-
Дзиго-хантай
-
Миги-шизентай, хидари-шизентай
-
Миги-дзиготай, хидари-дзиготай
Изучение:
-
Некоаши-дачи
-
Мусуби-дачи
Техника передвижений – синтай
Повторение и совершенствование:
1) Аюми-аши (передвижения обычными шагами)
2) Цуги-аши (передвижение подшагиванием)
Техника поворотов и подворотов
Повторение и совершенствование:
-
Поворот вправо и влево на 90 градусов
-
Поворот вправо и влево на 180 градусов
Техника захватов – кумиката
Повторение и совершенствование:
-
Захват рукав-отворот
-
Захват рукав-одежда на спине
-
Захваты за запястья
Техника бросков – нагеваза
Повторение и совершенствование:
-
Деаси-бараи (боковая подсечка)
-
О-сото-гари (отхват)
-
О-госи (бросок через бедро захватом на спине)
-
Моротэ-сеой-наге (бросок через плечо двумя руками)
Изучение:
-
О-ути-гари (зацеп голенью изнутри под разноименную ногу)
-
Сасае-тсури-коми-аси (передняя подсечка)
-
Тай-отоси (передняя подножка)
-
Иппон-сеой-наге (чистый бросок через плечо)
Техника борьбы лежа – неваза
Повторение и совершенствование:
-
Кеса-гатаме (удержание сбоку)
-
Еко-сихо-гатаме (удержание поперек с захватом ноги и пояса)
-
Дзюдзи-гатаме (перегибание локтя захватом руки двумя ногами)
-
Уде-гарами (узел поперек)
Изучение:
-
Гияко-кеса-гатаме (обратное удержание сбоку)
-
Ката-гатаме (удержание сбоку с захватом руки и головы)
Техника ударов – атэмиваза
Повторение и совершенствование
-
Мае-ате (удар кулаком вперед)
-
Мае-гери (удар ногой вперед)
Техника защит – укеваза
Повторение и совершенствование:
-
Аге-уде-уке (верхняя защита предплечьем)
-
Гедан-бараи (нижняя защита предплечьем)
Изучение:
-
Сото-уде-уке (защита внутрь предплечьем)
-
Учи-уде-уке (защита наружу предплечьем)
-
Тактика
-
Сбор информации о противнике (вес, рост, физическое развитие)
-
Использование опережающих действий (захватов)
-
Проведение в учебном поединке в борьбе лежа определенного вида удержания
-
Анализ проведенного учебного поединка (свои технические действия, технические действия противника
-
Выбор стойки в зависимости от атакующих действий противника в учебном поединке
-
Физическая подготовка
-
Специальная физическая подготовка
Развитие специальных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, силы) с помощью приемов и средств джиу-джитсу, например: многократное выполнение отдельных приемов или их частей (учикоми) с разными по весу и росту партнерами в разных скоростных режимах, многократное повторение технических действий с использованием резиновых амортизаторов, макивары, манекена и т.д.
-
Общая физическая подготовка
Развитие общих физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, силы) с помощью физических упражнений (акробатических, гимнастических, легкоатлетических и т.д.), а также строевых упражнений и игр.
-
Психологическая подготовка
-
Волевая подготовка
Развитие волевых качеств (решительности, настойчивости, выдержки, смелости):
-
Проведение поединков с моделированием ситуаций, приближенных к реальным соревнованиям
-
Выполнение заведомо сложных технических действий в поединке с более сильным противником
-
Педагогические методы: убеждение, разъяснение, беседа и т.д.
-
Нравственная подготовка
Развитие нравственных качеств (трудолюбия, вежливости, взаимопомощи, дисциплинированности и т.д.):
-
Изучение этики джиу-джитсу
-
Педагогические методы: убеждение, разъяснение, беседа и т.д.
-
Методическая подготовка
-
Теоретическая подготовка:
-
История джиу-джитсу
-
Этика джиу-джитсу
-
Гигиенические требования к занимающимся
-
Основные правила соревнований (разрешенные и запрещенные приемы)
-
Соревновательная подготовка
Участвовать не менее чем в 2-х соревнованиях или показательных выступлениях.
-
Зачетные требования – проведение контрольных испытаний
-
Критерии освоения технических действий (назвать и выполнить техническое действие в стандартных условиях)
Оценка
|
Уровень освоения
|
Неудовлетворительно
|
Не выполнил, назвал и выполнил с грубыми ошибками
|
Хорошо
|
Назвал и выполнил с незначительными ошибками
|
Отлично
|
Назвал и выполнил без ошибок
|
2) Основные показатели для контроля развития физических качеств – набрать не менее 8 баллов (см. Приложение 1)
ПРОГРАММА
для учебно-тренировочных групп (УТГ) 1 года обучения (12-14 лет, 4 кю – оранжевый пояс)
-
Технико-тактическая подготовка
-
Техника
Техника падений – укемиваза:
Падения в усложненных условиях (в комбинации с акробатическими элементами, после сложных бросков и т.д.)
Основные стойки – сизей:
Совершенствование основных стоек.
Изучение дополнительных стоек:
-
Шико-дачи
-
Хамми-дачи
Техника передвижений – синтай
-
Передвижения и повороты боком
-
Передвижения с использованием дополнительных позиций
Техника поворотов и подворотов
-
Поворот вправо и влево на 360 градусов
-
Поворот вправо и влево на 45 градусов
-
Поворот вправо и влево на 125 градусов
-
Подвороты при бросках различной сложности
-
Уходы с линии атаки
Техника захватов – кумиката
-
Захваты за пояс
-
Захват за штаны и куртку
Техника бросков – нагеваза
-
Ко-учи-гари (подсечка изнутри)
-
Тсури-коми-госи (бросок через бедро захватом отворота)
-
Окури-аси-бараи (боковая подсечка в темп шагов)
-
Тсури-госи (бросок через бедро захватом за пояс)
-
Хараи-госи (подхват бедром)
-
Учи-мата (подхват изнутри)
-
Ку